Фото Макетов
Всего на сайте 6422 290
Вы посмотрели 0 0
Вы выбрали 0 0
Главная / Наш клуб / Статьи / Макет Исаакиевского собора

МАКЕТ ИСААКИЕВСКОГО СОБОРА

Макет Исаакиевского собора

Дата публикации - 2013-11-06 11:29:59

«И не дышать над вашим чудом, Монферран...», - эти розенбаумовские строки наверняка вспоминал каждый, хоть однажды видевший Исаакиевский собор Санкт-Петербурга воочию.

Насколько Храм является монументальным символом великого города, настолько и макет Храма работы Максима Салина - предметом гордости музея-памятника «Исаакиевский собор». Тысячи людей ежедневно останавливаются перед застекленной витриной, где выставлены макеты всех четырех православных храмов во имя Исаакия Далматского, но восторг, изумление и восхищение вызывает, конечно, первый…

Тысячи имен крепостных талантов остались неизвестными для потомков, но все же, немало их, вопреки судьбе, стало гордостью русского искусства. Кому не известны тесно связанные с Петербургом имена Василия Тропинина, Ореста Кипренского, Андрея Воронихина? А что Вы знаете про Максима Салина?

Крепостной генерала Измайлова, вырезал из дерева удивительные вещи. Сделанный им макет тринадцатиглавого храма (к сожалению, не сохранившегося) так поразил хозяина, что тот счел возможным подарить чудесную вещицу самому царю-батюшке, Александру I.

А дальше, как в рождественском рассказе: не только сам Максим, но и все члены его семьи получили вольные. Самого мастера направили на обучение в Академию художеств в Санкт-Петербург. Окончил он ее или нет, история умалчивает. Известно лишь, что на строительство Исаакиевского собора Салин попал по ходатайству А.Оленина - президента Академии художеств.

В обязанности мастера входил надзор за строительством, для чего, собственно, он сделал первую, а затем и вторую – знаменитую – модель… Первая была подарена прусскому королю, а вторая (в 1/166 натуральной величины), над которой мастер работал 11 лет из 27, отданных Храму, и является ныне гордостью собора.
Модель, вырезанная из липы, красного дерева и ольхи, с минимальным использованием клея, демонстрирующая детали скульптурного и архитектурного убранства, еще при жизни автора считалась произведением искусства. Макет хранился в кабинете великого Монферрана, с гордостью демонстрировался знатным гостям. Но все же, главным была его практическая направленность… Таких детальных чертежей, как сейчас, в ту пору не делалось и строители ориентировались на макет, выполненный с удивительной точностью и деталировкой. Более того, благодаря творению Салина, мы можем увидеть, как планировалось облагородить территорию вокруг храма. Средств на ограждение, к сожалению, видимо, уже не хватило…

«Весь не умру», - так написал на альбоме чертежей Исаакиевского собора его автор, Огюст Монферран…


Эти слова мог с гордостью сказать и бывший крепостной, один из пятисот тысяч строителей собора Максим Салин…



* * *

Постскриптум



Рядом с макетом Максима Салина находятся выполненные из дерева современные макеты трех соборов, предшествовавших творению Монферрана.


Как известно, в первой, очень скромной одноэтажной деревянной церкви, построенной по распоряжению Петра I и освященной в 1707 году, состоялось его венчание с будущей императрицей Екатериной I.



Второй собор, первое богослужение в котором состоялось в 1724 году, более соответствовал статусу Петербурга, как столицы Российской империи. Он имел длину более 60 м, ширину — от 20 до 32 метров, с колокольней высотою более 27 метров.

Строительство третьего собора, заложенного по приказу Екатерины II в 1768 году (проект Антонио Ринальди), стало настоящим долгостроем… Здание вышло приземистым, лишь наполовину было облицован мрамором, а выше - обыкновенным кирпичом. Его освятили 30 мая 1802 года, но он стал не украшением города, а объектом фольклора…

Поэтому, спустя совсем немного времени, и был объявлен конкурс на строительство нового собора…




Автор текста: Светлана Татарницева.
Автор фотографий: Светлана Татарницева.



 

 
Рейтинг@Mail.ru   Яндекс.Метрика